Всего каких-то пять-шесть лет назад, такой чудесный автомобиль был украшением московских улиц, а для многих машиной-мечтой. Но вот, никто и не мог подумать, что всемирно известному любимцу Volvo 760 GLE в этом году исполнилось уже 25 лет. В то время, данная модель считалась совсем не типичной для шведской компании, но, несмотря на это, приняли ее с большим энтузиазмом. В феврале далекого 1982 года 760-й практически спас своих создателей, путем обеспечения платформы для развития на долгие десятилетия ничем не выделяющейся автомобильной компании. Сейчас же, эту компанию знают во всем мире – Volvo Car Corporation.
Автомобиль, который рожден в суровое время
Достаточно сложным для автомобильной отрасли получился 1975 год. Тогда будущее машин было неопределенным, поскольку весь мир только начал отходить от нефтяного кризиса. Набирающая обороты шведская компания под названием Volvo на то время серьезно столкнулась с проблемой качества сборка модели Volvo 240. Помимо этого, компания отчаянно боролась со сложившейся сложной финансовой ситуацией. Сборка на заводе в Торсланда – дорогое удовольствие, а экспорт из других стран никак не давал ожидаемую прибыль. Владельцы планировали, что к уже созданной 200-й серии добавится новое поколение автомобилей небольшого размера, которые будут собираться в Дании. В то же время, им требовалась модель, которая бы сумела обеспечить продажи должного уровня, чтобы можно было решить все свои финансовые проблемы. Этот автомобиль должен был иметь кардинально новый дизайн, небольшой объем выброса в атмосферу отработавших газов, топливную экономичность и, конечно же, высокая степень безопасности. Была еще одна проблема – нужно было установить, на покупку какой именно модели нацелены покупатели.
Общий анализ ситуации
В то самое время в компании сформировали группу специалистов, перед которыми поставили достаточно сложную задачу – формулирование и создание модели Volvo специально для 80-х. Тогда главного управляющего компанией назначили Хекана Фризингер, а главой созданной группы – молодого, уверенного в себе и амбициозного Ханса Густавсона. Он стал менеджером по продукции, а в следствии занял пост управляющего по разработке продукции.
Густавсон вспоминает, как в те года требования, которые предъявляются к автомобилю, менялись почти каждый день. Не существовало одного общего мнения относительно того, каким же должен быть хороший автомобиль. Ему и другим членам группы приходилось проводить глобальный и очень тщательный анализ рынка. Ставка делалась на то, что гибкость в применении особенного подхода, а также всестороннее изучение ситуации подскажут правильный путь. Одновременно с этим, они постоянно находились в напряжении, поскольку понимали, что у них нет права на ошибку.
Уменьшение веса и длины автомобиля – решение проблемы
Чтобы разработать новый проект по созданию автомобиля мечты, необходима было определение приоритетных характеристик. Проекту даже дали специальный код NV80, в котором первые две буквы означали первые буквы словосочетания «новый автомобиль», а цифры – год планируемого выпуска. Правда, немного позже проект переименовали в NV81, поскольку выпуск машины перенесли на следующий год.
Приоритеты создаваемого автомобиля расставлялись в такой последовательности:
- Надежность;
- Экономичность топлива;
- Долгий срок эксплуатации;
- Легкость и простота в обслуживании;
- Низкий уровень или отсутствие шума;
- Стильный дизайн;
- Превосходные ездовые качества.
После того, как группа экспертов провела целый ряд обсуждений, они пришли к таким выводам:
- В конструкции машины должна быть внедрена схема привода на задние два колеса;
- Модель должна быть меньше по длине, чем все ранее выпущенные модели Volvo, однако шире, чем они;
- Колея впереди должна быть сохранена в таком же виде, но при этом сзади она должна быть шире;
- Колесную базу нужно сделать на 10 сантиметров длиннее;
- Вес машины нужно уменьшить на 100 килограмм.
Кроме этого, создатели модели решили, что двигатели новинки должны включать четырехцилиндровые версии В19 и В21, В27 на шесть цилиндров, а также дизельный шестицилиндровый двигатель, который тогда только находился на стадии разработки и был установлен на автомобилях-такси, которые считались экспериментальными. Решено было отказаться от двигателя V8 B35, который был разработан за несколько лет до этого, поскольку он был достаточно громоздким, из-за чего в моторном отсеке оставалось очень мало места. Несколько других технических новшеств было позаимствовано у автомобилей 200-й серии, с внесением в них некоторых изменений. Помимо подвески, двигателей и трансмиссии использовались конструкционные решения и имеющиеся системы, которые уже были применены в предыдущих моделях. Единственное, что должно быть кардинально новым – это внешний вид машины, ее дизайн.
Работа над проектом на больничной койке
Создание автомобиля было очень долгим, за это время даже сам проект успел получить новое название — Р31. Постоянные изменения, исправления, редактирования, и опять все нужно было начинать заново. Самое интересное, что менеджер, который в то время был ответственным за планирование продукции, ни с того ни с сего заболел. Его беспокоили мучительные боли в пояснице, из-за чего врачи строго запретили ему ездить на работу. Тогда руководство компании нашло другой выход – прямо возле его пригородного дома в Клеве, они оборудовали небольшой амбар под офис. Он стал настоящей штаб квартирой, там проводились серьезные совещания, а также разработки очертаний будущего автомобиля.
Руководство создания автомобиля нового поколения велось прямо из больничной койки. В это время уже были практически закончены все работы по созданию дизайна модели, а также были определены все ее характеристики. Нужно было изобрести такие технологии, объединив которые можно было сделать готовый автомобиль.
Некоторые из решений по дизайну были предложены на начальных уровнях разработки, остальные же создатели взяли из разных внешних источников. Какие-то из этих предложений были удачными, а какие-то нет. Но речь всегда шла о седане. Йан Вильсгард, который был тогда менеджером по дизайну, склонялся больше к хетчбеку, но основная тенденция заключалась в применении прямых линий, резких и прямых наклонов. Этот подход также можно объяснить и с прагматической точки зрения – автомобиль такого типа легче производить.
Пришло время, когда необходимо было делать выбор между тем, что предложили маркетологи, в основном основывающиеся на предпочтениях людей, и новейшими разработками отдела дизайна. И тогда Вильсгард рассказал всем своем предложение, которое заключалось в объединении всех достоинств обеих альтернатив, и представил его в несколько необычной форме. Предполагалось, что это будет автомобиль, у которого задняя часть будет удлиненной, как у универсала, корма будет обрубленной формы, а боковины прямые. Единогласно предложение менеджера по дизайну было выбрано наилучшим решением из всех возможных. В общем, в результате долгой работы был создан седан со схожими формами – срезанной кормой и вертикальным задним стеклом. Кузов имел прямые бока, которые создавали неповторимое ощущение простора, и пассажирский салон только усиливал это впечатление. Оригинальные очертания кузова придавали машине очень запоминающийся и индивидуальный внешний вид.
Говоря образно, за все время, пока разрабатывался проект, дизайн Volvo был трансформирован от разработки танка до создания обувной коробки. Со временем оказалось, что именно такой подход принес успех. В конце 70-х автомобильный рынок заполонили очень похожие друг на друга машины, выглядевшие так, словно их изготовили из желатина. Впервые за все время существования компании, придуманные ими формы стали образцом для подражания.
Густавон вспоминает, что этот случай – первый из всех, когда исследование о восприятии людей продукции начало вестись до начала производства. В основном, результаты опросов не были положительными, однако в Штатах, которые считали самым перспективным рынком для созданной модели, была обнаружена положительная реакция. Американцы считали, что этот автомобиль полностью отвечает их предпочтениям, и благодаря этому была выбрана такая линия дизайна.
За пять минут до выхода проекта Р31
А тем временем уходили дни, уже были предприняты новые предписания, которые оставляли свой отпечаток на реализации проекта, к тому же изменение двигателей вносило свои коррективы. Двигатели должна была представить фирма VW, но двигатель спроектировали его согласно техническому заданию и требуемыми характеристиками Volvo. По-прежнему, инженеры использовали свои чертежные доски, несмотря на то, что все уже пользовались компьютерами, предоставляющими широкие просторы для проведения расчетов.
В самом начале 1978 проект начал двигаться к финишной черте, и получил необычное название – 1155. Означало это «без пяти минут двенадцать». Да, в компании Volvo всегда высоко ценили чувство юмора.
Вот, наконец-то первый прототип автомобиля был готов, и первые экземпляры начали проверять на устойчивость и другие параметры, проводя нескончаемые испытания на полигонах. К чести разработчиков необходимо сказать, что испытания проводились в жестких условиях – при жарком и холодном климате. Чтобы проверить узлы агрегатов новой машины во время длительного разбега, решено было использовать такси города Гетерборга. Интересный факт – всего было собрано довольно много предсерийных автомобилей, которые были использованы только для испытаний, после чего их сразу же отправляли под пресс. 6 машин такого типа проходили испытание системы безопасности на территории сухого дока Эриксберг – эти автомобили были разработаны специально для съемок фильма про безопасность движения в автомобилях Volvo.
Генеральная репетиция выпуска автомобиля
1979 год ознаменовался выделением автомобильного подразделения Volvo в отдельную компанию. Его возглавил Хекан Фризингер, который стал и главным управляющим и одновременно президентом компании под названием «Volvo Car Corporation». В следующем году наконец-то был представлен прообраз будущей модели – доработанная версия с обрубленной кормой Volvo Concept Car. Данный прототип был использован как реальный образец для того, чтобы создать серийную модель 760. Протопит в сравнении с Volvo 760, имел несколько укороченную заднюю часть, но все остальные элементы были почти идентичными тем, которые после будут использоваться в серийной модели. Сейчас Volvo Concept Car хранится в музее развития компании Volvo. По случайному совпадению, сокращенное название концептуальной машины совпадало с сокращенным названием самой компании – VCC. Тогда же была показана и измененная конструкция задней оси, которая способствовала четкому сцеплению колес и дорожного покрытия. В то же самое время был представлен турбодизельный двигатель, который оказался примером того, какая внушительная мощность может быть у двигателя, оборудованного компрессором.
Достойные результаты продаж и удовольствие от вождения автомобиля
Планировалось, что Volvo 760 будет представлен в конце 1981 года во Франкфурте, но презентацию отложили, поскольку тогда автомобиль еще не соответствовал нормам, которые были приняты в Volvo. В общем, общественность увидела новинку только в начале 1982 года. Что это был за автомобиль – уникальный в своем роде, комфортабельный, стильный, обладающий абсолютно новыми формами кузова, имеющий великолепные ездовые качества. На выбор покупателю были представлены три вида двигателей. Турбонагреватель 760-й модели сделал ее самой скоростной машиной, которая имела дизельный двигатель во всем мире.
Цена на новинку составила 99800 крон, устанавливалась она с учетом психологического барьера, который превышал 100 000 крон. За свои деньги покупатель мог получить полностью оснащенную машину с автоматической КПП, шестицилиндровым двигателем, усилителем рулевой системы и люком на крыше. Благодаря всем своим достоинствам, в скором времени новинка начал успешно продавать и на родине, в Швеции, и далеко за ее пределами, на автомобильных рынках других стран. Как всегда, Volvo действовало по проверенной схеме – вначале выпускать самые дорогие версии автомобиля, а после и более недорогие модификации, среди которых пятидверный универсал и четырехдверный седан.
Модель Volvo 760 стала очень важной вехой в развитии компании, и как по части создания абсолютно нового, и в отношении экономии. Выпуск новой модели и разработки, которые были сделаны во время ее подготовки и после нее, спасли компанию от разорения. Без 760-й модели не было бы и 850-й, а без нее разработчики не смогли бы создать и S80. Тогда весь проект по созданию принципиально новой модели забрал 3 с половиной миллиона крон. Тогда не было сомнений, что и 760-я модель и все, созданные на ее основе, будут уверенно держаться на рынке на протяжении десятилетий.
Всего за 25 лет существования модели было создано около 221 тысячи машин 760-й серии. Только в конце 1990 года на смену этой модели Volvo пришла 960-я. За эти десять лет Volvo Cars смогли не только получить большую прибыль, но и очень поднять свою популярность.