Автоконцерн Volvo сегодня является одним из флагманов мирового автомобилестроения. Почти столетняя история концерна включает в себя подъемы и падения, победы и поражения. Но, как говорится — что нас не убивает, то делает нас сильнее. И история Volvo – яркий тому пример.
Рождение Volvo
Датой рождения компании Вольво принято называть 14 апреля 1927 года. В этот день из ворот Гетеборгского автозавода выехал первый автомобиль, получивший название «Jacob«. Но, на самом деле, все началось на несколько лет раньше.
В 20-е годы прошлого столетия автомобильная промышленность стала стремительно развиваться в Европе и США. В Швеции интерес к автомобилям проявился в 1923 году после Гетеборгской автовыставки. Если в начале 20-х годов страна ввозила 12 тысяч автомобилей в год, то к 1925 году число ввозимых автомобилей возросло до14,5 тысяч, поэтому назрел вопрос о создании собственной компании-автопроизводителя.
С самого начала своей деятельности основатели Компании большое значение уделяли качеству производимых автомобилей большое значение. И это было главным отличием от многих конкурентов, которые, в погоне за увеличением объемов выпуска, мало внимания уделяли качеству комплектующих. Выпускаемая ими продукция имела низкое качество и, как следствие, такие автопроизводители быстро разорялись.
Отцы-основатели Volvo
У истоков создания автогиганта стояли Ассар Габриелссон и Густаф Ларсон.
Ассар Габриелссон появился на свет 13 августа 1891 года. В 1909 году окончил Высшую латинскую Школу Норра. В 1911 году получил ученую степень бакалавра экономических наук и бизнеса в Школе Экономистов Стокгольма. Работал чиновником, стенографистом, был торговым менеджером в компании SKF, выпускавшей шарикоподшипники. Затем основал Volvo и являлся президентом компании до 1956 года.
Густаф Ларсон родился в 8 июля 1887 года. Он окончил Техническую Начальную Школу, в 1917 году получил в Королевском Технологическом Институте диплом инженера. Работал инженером по дизайну, менеджером, главным инженером. С целью создания Volvo стал сотрудничать с Ассаром Габриелссоном. С 1926 по 1952 годы исполнял обязанности технического директора и исполнительного вице-президента компании.
Они познакомились в 1924 году и сразу же выяснили, что имеют одинаковые взгляды на создание и развитие автомобилестроения в Швеции. В результате их сотрудничества появилась шведская автомобильная компания Вольво. Для производства летом 1925 года пробной партии из десяти пассажирских автомобилей Ассар Габриелссон использовал собственные средства. Первый коммерческий успех позволил привлечь в структуру капитал компании SKF, которая, помимо всего, сделала Volvo дочерней автомобильной компанией, способной к индивидуальному росту.
Основателям компании Вольво удалось четко сформулировать основы производства в Швеции легковых автомобилей для перевозки пассажиров, базируясь на следующих бизнес-концепциях:
• При производстве автомобилей Вольво будет нести ответственность за конструкцию автомобилей и сборочные операции, а все компоненты и материалы будут приобретаться у сторонних компаний;
• Компания должна стратегически обеспечиться наиболее важными субподрядчиками;
• Сконцентрироваться на экспорте;
• Максимальное внимание уделить качеству выпускаемой продукции, так как проще и дешевле наладить все этапы производства в начале пути, чем исправлять ошибки в его конце.
Это были основные постулаты Ассара Габриелссона и Густафа Ларсона. Предприимчивость одного, финансовые и торговые способности другого привели компанию к успеху.
Название и бренд Volvo
Серьезным гарантом при производстве первой тысячи автомобилей выступила компания SKF. Так как одним из ведущих направлений ее деятельности являлся выпуск шарикоподшипников, то выпускаемым автомобилям было решено дать название Volvo – «я качусь» в переводе с латыни. Автомобили сошли с конвейера в 1927 году, этот год и стал годом рождения компании.
Кроме названия, необходимо было определиться с символом для автомобилей. Шведская сталь заслуженно пользовалась популярностью во всем мире. Было принято решение выбрать символами марки сталь и шведскую тяжелую промышленность. Так на решетке радиатора появилась диагональная полоса, ставшая на многие десятилетия надежным и известным всему миру символом Вольво.
Этапы развития компании Вольво в России и за рубежом
В 1926 году Габриелссону удалось убедить руководство SKF вложить в компанию Volvo свободные оборотные средства и предоставить ей дополнительный кредит, в результате чего были покрыты все финансовые потери, сопутствовавшие Вольво в первые годы ее существования. Первую прибыль Вольво получила в 1929 году. После пяти лет прибыльной работы компания SKF в разы увеличило свою долю в ее уставном капитале. В 1935 году акции Volvo были зарегистрированы на Стокгольмской фондовой бирже. Цены на них незамедлительно выросли и получили звание «народных».
Рождение новой эры автомобильной индустрии Швеции было ознаменовано выездом из ворот завода Хисинген в Гетеборге первого серийного автомобиля OV4 Jakob 14 апреля 1927 года. Этот автомобиль, созданный на базе американской модели, имел четырехцилиндровый двигатель, мощность которого равнялась 28 л. с. при 2000 об/мин. Автомобиль был способен разогнаться до 90 км/час.
Транспортное средство имело пятиместный четырехдверный кузов с откидным верхом, установленный на раму из ясеня или бука, отделанный кожей внутри. Передние и задние шасси имели листовые рессоры. Автомобиль был поставлен на «артиллерийские колеса», со съемными ободами и спицами, выполненные из натурального дерева.
В 1928 году было освоено производство Volvo Special PV4. Это была модель Jakob с жесткой крышей, которая получила большую популярность, чем версия с откидным верхом. Изменился и дизайн автомобиля. Он приобрел аэродинамические формы, удлиненный капот, задние фонари и бампер. В этом же году Вольво начало выпускать грузовики Type 1 и открыло свое первое заграничное представительство Оу Volvo Auto ВА в Хельсинки.
В апреле 1929 года прошла презентация автомобиля с шестицилиндровым двигателем – PV651. Этот автомобиль был шире и длиннее своего предшественника, имел более жесткую раму. За неполный год было продано 1383 автомобиля PV651, большая часть из которых работала в качестве такси.
Вот так в конце 20-х годов прошлого века зарождалась история компании Volvo.